Чем больше становится город, тем меньше в нем становится человек.
народная мудрость
Города и по сей день продолжают расти, горожан становится все больше, а роль каждого из них — все меньше. При этом возрастает роль городских сообществ, объединений людей. Можно говорить о том, что к 21 веку мы имеем дело с постгородом.
Постгород — это множество параллельных пространств, сред, часто непересекающихся и невидимых друг для друга.
Чем характерен постгород.1. Масштаб города постоянно растет, причем не только в физической форме (новые здания или пространства, более совершенная система внутренних сообщений (транспорт), сфера торговли и услуг), но и в эмоциональной, творческой, событийной. Город предлагает горожанину разные сценарии жизни, причем количество этих сценариев огромно, но по факту лимитировано возможностям самого человека (основной ресурс здесь время).
2. Масштаб города растет гораздо быстрее масштабов, проживающих в нем людей. Рост не является непрерывным и у города, и у человека. Есть определенная дискретность, разрывы. Но постепенно все лакуны (пустые места) заполняются. В этом плане городу легче держать цельность, так как она в первую очередь обусловлена физическим миром. Постройками, объектами. Дом, пустырь, улица, преобразовали пустырь в скверик. Человеку сохранять рост сложнее. Существует определенная дискретность проявления горожанина в жизни города, так как времени человека не хватит, чтобы охватить все происходящее с городом, включая его собственную личную жизнь. Относительно города человек то включается как лампочка, то опять уходит в свое небытие.
3. Кроме того, в постгороде существует определенная проблема атомизации общества. Капсулирования. Этот тренд хорошо подмечен в романе Виктора Пелевина «Любовь к трем цукербринам», когда люди пребывают в индивидуальных ячейках, и всю связь с внешним миром получают в индивидуальных капсулах через виртуальную реальность. Мы до такого не докатились, но как вариант антиутопии.
Все ли горожанины похожи в своем отношении к постгороду? Не берем сейчас во внимание человек - интроверт или экстраверт, активно включенный в жизнь города.
Опять же вариантов несколько.
Первый вариант —
горожанин «социалистический». Он не верит в то, что может влиять на жизнь и развитие города, в котором живет, он верит, что существует Власть, которая сама разберется, как нужно сделать, и от которой он что-либо потребует только в случае крайнего раздражения ее действиями.
Другой тип —
горожанин «индивидуалистический». Он блюдет свое личное пространство, а к общественному относится по принципу «кто первый захватил — тот молодец».
Третий тип —
горожанин, «житель бурга» — ответственно относится к личной собственности и по-хозяйски относится к собственности общественной. Это тоже его собственность, которую он также может развивать, соотносить свое видение с видением и интересами других горожан.
Какие тренды наблюдаем в городе now a days повсеместно (в любой стране)
1/ не работает принцип единства в разнообразии (сюда отношение к мигрантам, этническим и культурным группам (хиппи, готы, альтушки и так далее).
2/ существуют соперничающие между собой ценности (янги и олды)
3/ идет усиление сегрегации (тяга к жизни в социально и культурно однородной среде, кварталы Сколково, Джаз, элитные ЖК и тд)
4/ с другой стороны растет значение и выраженность публичных пространств, где неизбежны пересечения различных культурных сред.
В общем противоречия как всегда присутствуют и в какой-то мере провоцируют общее развитие, а в какой-то наоборот - препятствуют.
Публичные, обустроенные городом общественные пространства дают возможность человеку увеличивать свой масштаб.Есть расхожая фраза – условия вашего проживания определяют вас. Применительно к городской среде такое определенно работает.
Не исключено, что строительство метрополитена в виде дворцовых зал, строительство именно «дворцов пионеров», а не домов или изб, красивых библиотек и прочих публичных пространств в 20м веке и привели к тому, что население России после всех войн и революций довольно быстро пришло в себя, сохраняя масштаб нации в целом, несмотря на то, сколько масштабных людей было расстреляно, убито, уехало пароходами.
То есть скепсис запада по отношению к тем, кто остался в России с одной стороны ясен. Постоянно уезжают масштабные и остается условная деревня.
Но с другой стороны потомки уехавших, особенно во втором третьем поколениях могут себе совершенно неправильно представлять то, как развиваются пространства оставленных их предками территорий и каких людей эти пространства формируют.
Впрочем, никто не застрахован от влияния «отзывов» на собственный масштаб.
В такой ситуации единственное правильно – делать что должно и будь что будет.
В следующих обзорах посмотрим, что делается предметно в культурных кластерах 20х город 21 века.