Философский спор о роли и месте человека в мире

Эразм Роттердамский и Мартин Лютер


Эразм Роттердамский - известный ученый, филолог, богослов, гуманист эпохи Северного Возрождения перевел Библию с греческого иначе, чем это было на протяжении 10 веков до него.
Например, "In principio erat verbum" он поменял на "In principio erat sermo" (в начале была речь, проповедь). В общей сложности он исправил 40% текста первоначального перевода Библии, выполненного в IV веке блаженным Иерониным.

Эразм подчеркивал, что это слово λόγος (логос) с греческого не следует воспринимать только как простое "слово" в обычном смысле, а как более глубокую концепцию, связанную с божественным разумом и порядком. речь-логика-причина. Эразм рассматривал λόγος как выражение божественного разума, который пронизывает весь мир. Он подчеркивал важность разума и свободы воли человека в понимании божественного замысла.

Эразм Роттердамский утверждал, что человек обладает свободой выбора между добром и злом, и его спасение зависит от его собственных действий. Он считал, что Бог предоставил человеку свободу воли как дар, и человек должен использовать этот дар для спасения.

Мартин Лютер - ключевой создатель протестантизма и Реформации христианской церкви. Сформировал пять основных принципов протестантизма «Quinque solo». Solo Scriptura (только Библия), solo fide (только вера), solo gratia (только благодать), solus Christus (только Христос), soli deo gloria (только Богу слава). Его именем названо одно из его крупнейших направлений — лютеранство. Один из создателей немецкого литературного языка.

В споре с Эразмом Роттердамским Мартин Лютер утверждал, что после грехопадения человек полностью утратил свободу воли. По мнению Лютера, человек подобен вьючному животному, которое не может самостоятельно выбирать своего всадника.

Спасение человека полностью зависит от Божьей благодати и предопределения, и человек не может самостоятельно прийти к вере или спасению.

Более того, Лютер отвергал попытки человека использовать свой разум и волю для достижения спасения, утверждая, что это ведет лишь к самообману и гордыне. По его мнению, только осознание своей полной зависимости от Бога и признание своей греховности могут привести человека к истинному покаянию и вере.

/при подготовке материалов статьи использован LLM

Made on
Tilda